Выгодно ли создавать стартап? Авторский анализ Виталия Данюка.

Выгодно ли создавать стартап? Авторский анализ Виталия Данюка.

Выгодно ли создавать стартап? Авторский анализ Виталия Данюка.  Виталий Данюк ушел с работы мечты в Google ради возможности заниматься предпринимательством и выучить программирование. Сегодня Виталий Данюк временно живет в Таиланде,  консультирует стартапы и инвесторов, пишет программы и ведет свой блог. Этот анализ Виталий Данюк выложил на своём блоге «Коэволюция». Виталий Данюк ушел с работы мечты в Google ради возможности заниматься предпринимательством и выучить программирование. Сегодня Виталий Данюк временно живет в Таиланде,  консультирует стартапы и инвесторов, пишет программы и ведет свой блог. Этот анализ Виталий Данюк выложил на своём блоге «Коэволюция»

«В этом анализе хочу разрушить устоявшуюся в предпринимательстком обществе веру в то, что создание стартапа является выгодным и желаемым путем для абстрактного среднего фаундера. Главная проблема в таком нарративе — ориентированность на максимизацию стоимости стартапа при экзите. Именно такие цели продвигают акселераторы, венчурные фонды и медиа, освещающее стартапы.
Есть определенный мем, который утверждает, что 90% стартапов не достигают успеха. Это утверждение требует квалификации и уточнения определений и формулировок. Рассмотрим его подробно!

Что есть стартап?
В-нулевых, что такое стартап? Стартап обычно определяется, как предприятие, которое создается в расчете на очень быстрый рост. В определении часто свойством стартапа является получение венчурных инвестиций и использование инвестиционных денег для обеспечивания такого быстрого роста. Прибыльность стартапа часто является вторичным фактором.
Т.к. прибыльность стартапа часто не есть приоритетом для фаундеров, в случае экономического кризиса и пересыханием системы финансирования, очень многие стартапы вынуждены закрываться, т.к. не могут обеспечить даже операционный ноль (break-even point).

Что есть успех для стартапа?
Опять сложный и комплексный вопрос, который связан с общественным дискурсом и психологией фаундеров.
В среднем, успешный стартап считается таковым, если он был куплен крупной корпорацией или вышел на биржу.
Пол Грэм, CEO Y Combinator! (возможно, самый успешный акселератор стартапов) в своем эссе утверждает, что успех для стартапа ~= продажа или IPO. (~= приблизительно равно). Что неудивительно, т.к. зарабатывает Y Combinator именно на успешных выходах. Именно этот критерий я буду использовать для дальнейших рассуждений.
При этом следует отличать успешность стартапа для инвесторов и успешность стартапа для фаундеров. Доли индивидуальных фаундеров часто размываются до 5-15%, что значительно изменяет доход.
Такие цифры приводит Джейсон Лемкин, кофаундер и СЕО Echosign, стартапа, который был успешено продан Adobe.
При этом 15% на фаундера достаточно редкая ситуация, когда стартап крайне популярен, востребован среди инвесторов, а фаундеров было не больше 3.

Переводим успешность стартапа в цифры
Теперь посмотрим на средний срок для успешного стартапа до его экзита. По данным CB Insights в 2013 году среднее время до IPO было 85 месяцев и до M&A (слияния и поглощения) 54 месяца.
Теперь посмотрим на среднюю сумму экзита. По данным Crunchbase средний купленный стартап был приобретен за $156MM, а средний экзит при IPO составил $468MM.
Размывание доли фаундеров при IPO выше, чем при M&A.
Какие выводы можно сделать используя эти данные?
В среднем при успешном экзите фаундер получает на руки до налогов:
— при M&A $15.6MM (10% доли при экзите)
— при IPO $23.4MM (5% доли при экзите)
Используя среднее время до экзита, средний ежемесячный доход стартапера при этом составляет:
— при M&A $280k в месяц
— при IPO $275k в месяц
Эти данный искажены, потому что включают в себя суперуспешные стартапы, в частности Facebook (самое крупное IPO на тот момент). Используя распределение закона степеней (его частный случай еще известен под распределением Парето) и экстраполируя на эти данные, мы можем предположить, что 20% стартапов составляют 80% суммарной стоимости экзитов.
Что это значит?
Откидывая из анализа 20% суперуспешных стартапов, средний ежемесячный доход стартапера будет на 80% меньше, а именно:
— при M&A $56k в месяц
— при IPO $55k в месяц
На первый взгляд это действительно хорошие цифры.

Вероятность успеха стартапа
По данным Seed DB на данный момент из 694 стартапов, в который инвестировал Y Combinator, успешный экзит совершили 89 стартапов. Это приблизительно 12% для лучшего или одного из лучших акселераторов. Другие акселераторы показывают сравнительные цифры (5-10%)
Будем щедры и предположим, используя эти данные, что средняя вероятность успешного экзита для стартапа примерно равна 10%.

Выводы
Сведя все эти данные мы получим, что в экосистеме стартапов в США средний сферический стартапер в вакууме (исключая гениев с IQ > 160, чрезвычайную удачу и стартаперов со отличным нетворкингом — те 20%) с вероятностью в 10% через 6-8 лет получит на руки $15-23MM, что будет равняться среднему ежемесячному доходу в $55k.
Условия инвестирования в стартапы на территории пост-содружества радикально отличаются от американских в невыгодную для фаундеров сторону. Также положительное влияние феномена «смарт мани», который обеспечивает помимо самих инвестиций доступ к нетворкингу, менторам, другим стартапам значительно меньше для украинских-российских и других фондов пост-содружества.
А теперь учтем условия в которых находятся 90% фаундеров стартапов, которые уже провалились или пока тратят инвестиционные деньги:
— низкие ежемесячные зарплаты фаундеров (как правило $1-2к)
— долгий рабочий день (10-12 часов/день)
— отсутствие контроля фаундеров над стартапом из-за ограничений инвестиционных договоров.
В экономике есть очень важная концепция: альтернативная стоимость. Она определяется следующим образом: если не тратить деньги/время/ресурсы на данную продукт/активность, а на что-то другое, то что будет самым выгодным вложением освобождающихся денег/времени?
Так вот. Для многих стартаперов альтернативная стоимость создания стартапа очень высока и она может быть выражена как в денежном эквиваленте от создания бутстрапа или работы на крупную корпорацию, так и в не-денежном от значительно более высокого качества жизни, когда ресурсы/время инвестируются в увеличение личного счастья фаундера.
При этом, если рассматривать основную выгоду от стартапа, как получаемую во время пути, а не от достижения цели, можно найти множество преимуществ:
— быстрый профессиональный рост
— работа с интересными/приятными/продвинутыми людьми
— чувство сопричастности мировой технологической индустрии
— новые знания, опыт и навыки

Резюме
Рациональный предприниматель будет играть в свою игру, выгодную ему и его окружению и будет принимать решение о создании стартапа, понимая высокие риски и его альтернативную стоимость.
Фокус на крупном экзите выгоден только инвесторам и небольшому количеству фаундеров, имеющих реальное конкурентное преимущество. Остальным стоит обдумать альтернативные подходы, такие как бутстрапы, пассивный доход, работа в крупных компаниях или даже дауншифтинг».

Автор Виталий Данюк

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s