Бизнес «по-семейному»

Журнал Harvard Business Review, опубликовал статью двух консультантов - Boston Consulting Group и профессора бизнес-школы HEC из Парижа под заголовком “Чему мы можем научиться у семейных компаний?” Oleksiy Kapusta подготовил обзор данной статьи.  Авторы начинают с напоминания, что семейный бизнес — это не только традиционные “мама-папа-шоп”, мысли которых сосредоточены на том, кому передать бизнес по наследству, но и мощные гиганты Walmart, Tata Group, Porsche и Samsung. Из всех компаний, оборот которых превосходит $1 млрд., 30% — семейные компании.  Здравый смысл подсказывает, что семейные компании в гораздо большей степени, чем публичные, ориентированы на долгосрочные результаты. Но этого вывода авторам показалось мало и они решили провести исследование, чтобы дать ответ на вопрос: "Что же делает семейные компании не похожими на остальные?"  Один из первых выводов, к которому пришли исследователи может нас порадовать: семейные компании раскрывают свой потенциал в период экономической нестабильности или кризисов, тогда как в периоды стабильности они отстают от акционерных компаний.  Почему? Семейные компании традиционно направляют свой фокус больше на устойчивость, чем на краткосрочную эффективность.  Как же они это делают? Авторы нашли 7 отличий:   1.   Семейные компании бережливы как в хорошие, так и в плохие времена. “Самые легкие деньги, которые можно заработать — это непотраченные” — говорят они.  2. Семейные компании крайне осторожны с капитальными вложениями. Простой принцип — не тратить больше чем зарабатываешь кажется основанным на здравом смысле, но далеко не всегда применим к руководителям публичных компаний. Такая консервативность во вложениях обуславливает потерю каких-то возможностей для быстрого заработка, но опять же делает семейные компании более устойчивыми.  3. У семейных компаний малая долговая нагрузка. Малая долговая нагрузка означает больше пространства для маневра и меньшую вероятность появления “несемейного инвестора”. Средняя долговая нагрузка на капитал в семейных компаний не превышала 37% против 47% у публичных.  4. Семейные компании поглощают другие предприятия реже и интересуются в основном небольшими компаниями. В целом семейные компании тратят на поглощение до 2% от годовой выручки, что в 2 раза меньше, чем у других компаниях, предпочитая органическую форму развития. Интересно, что отсутствие склонности к поглощениям объясняется не столько финансовыми, сколько интеграционными рисками — семейные компании очень берегут свою культуру и, естественно, остерегаются шагов, которые её, семейную компанию потенциально могут размыть.  5. Семейные компании сильно диверсифицированы — таких 46% компаний, попавших в исследование. Диверсификация для многих — органичный путь защиты семейного капитала.  6. Семейные компании более международны. В среднем 49% выручки семейных компаний поступает из-за рубежа. При этом выход на зарубежные рынки происходит также в достаточно консервативной манере.  7. Семейные компании лучше удерживают таланты. Процент текучки в семейных компаниях — 9% (против 11% у других). Способы, которыми они это достигают — сильная корпоративная культура, сохранение рабочего места в кризисные времена, продвижение изнутри, большие затраты на обучение (885 евро в год на сотрудника против 336 евро у несемейных).  Подводя итоги исследования, авторы утверждают, что стратегия, направленная на достижение устойчивости, а не на максимализацию результата, может быть весьма востребованной в мире, в котором один кризис сменяет другой все более и более часто.Журнал Harvard Business Review, опубликовал статью двух консультантов — Boston Consulting Group и профессора бизнес-школы HEC из Парижа под заголовком “Чему мы можем научиться у семейных компаний?”
Oleksiy Kapusta подготовил обзор данной статьи.

Авторы начинают с напоминания, что семейный бизнес — это не только традиционные “мама-папа-шоп”, мысли которых сосредоточены на том, кому передать бизнес по наследству, но и мощные гиганты Walmart, Tata Group, Porsche и Samsung. Из всех компаний, оборот которых превосходит $1 млрд., 30% — семейные компании.

Здравый смысл подсказывает, что семейные компании в гораздо большей степени, чем публичные, ориентированы на долгосрочные результаты. Но этого вывода авторам показалось мало и они решили провести исследование, чтобы дать ответ на вопрос: «Что же делает семейные компании не похожими на остальные?»

Один из первых выводов, к которому пришли исследователи может нас порадовать: семейные компании раскрывают свой потенциал в период экономической нестабильности или кризисов, тогда как в периоды стабильности они отстают от акционерных компаний.

Почему? Семейные компании традиционно направляют свой фокус больше на устойчивость, чем на краткосрочную эффективность.

Как же они это делают? Авторы нашли 7 отличий: 

1.   Семейные компании бережливы как в хорошие, так и в плохие времена. “Самые легкие деньги, которые можно заработать — это непотраченные” — говорят они.

2. Семейные компании крайне осторожны с капитальными вложениями. Простой принцип — не тратить больше чем зарабатываешь кажется основанным на здравом смысле, но далеко не всегда применим к руководителям публичных компаний. Такая консервативность во вложениях обуславливает потерю каких-то возможностей для быстрого заработка, но опять же делает семейные компании более устойчивыми.

3. У семейных компаний малая долговая нагрузка. Малая долговая нагрузка означает больше пространства для маневра и меньшую вероятность появления “несемейного инвестора”. Средняя долговая нагрузка на капитал в семейных компаний не превышала 37% против 47% у публичных.

4. Семейные компании поглощают другие предприятия реже и интересуются в основном небольшими компаниями. В целом семейные компании тратят на поглощение до 2% от годовой выручки, что в 2 раза меньше, чем у других компаниях, предпочитая органическую форму развития. Интересно, что отсутствие склонности к поглощениям объясняется не столько финансовыми, сколько интеграционными рисками — семейные компании очень берегут свою культуру и, естественно, остерегаются шагов, которые её, семейную компанию потенциально могут размыть.

5. Семейные компании сильно диверсифицированы — таких 46% компаний, попавших в исследование. Диверсификация для многих — органичный путь защиты семейного капитала.

6. Семейные компании более международны. В среднем 49% выручки семейных компаний поступает из-за рубежа. При этом выход на зарубежные рынки происходит также в достаточно консервативной манере.

7. Семейные компании лучше удерживают таланты. Процент текучки в семейных компаниях — 9% (против 11% у других). Способы, которыми они это достигают — сильная корпоративная культура, сохранение рабочего места в кризисные времена, продвижение изнутри, большие затраты на обучение (885 евро в год на сотрудника против 336 евро у несемейных).

Подводя итоги исследования, авторы утверждают, что стратегия, направленная на достижение устойчивости, а не на максимализацию результата, может быть весьма востребованной в мире, в котором один кризис сменяет другой все более и более часто.

Заметка Oleksiy Kapusta

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s