Бизнес-инкубаторы и акселераторы. Те и другие поддерживают развитие стартапов.
В чем разница между бизнес-инкубаторами и акселераторами? Сразу скажу: речь не идет о сравнении «лучше – хуже». Для нормального развития стартапов, в системе поддержки должны быть представлены разнообразные модели поддержки стартапов.
Вопрос различий между бизнес-инкубаторами и акселераторами — двумя форматами поддержки стартапов наиболее обсуждаемый на последних профильных конференциях.
Чистых идеальных типов: «бизнес-инкубатор» и «акселератор«, не встречается, и отнесение организаций к разным моделям, в определенной мере, условно.
История развития поддержки стартапов
Развитие системы бизнес-инкубаторов проходило по принципу добавления новых услуг и сервисов к льготной аренде для стартапов.
В 80-х годах XX века, первые поколения бизнес-инкубаторов предлагали в аренду просто более доступные офисы.
В 90-х годах XX века, добавили услуги: консультации, тренинги, менторство и другие услуги для бизнеса, с сохранением модели «офис + сервисы».
За первое десятилетие XXI века появилось принципиально новые модели, которые и сформировали современную систему развития стартапов:
— виртуальные инкубаторы;
— инкубаторы для международных проектов (Soft Landing);
— агропромышленные бизнес-инкубаторы, а также другие типы поддержки проектов.
На сегодняшний день, сформировалась инфраструктура поддержки стартапов на самых ранних стадиях развития и выстроилась целая экосистема поддержки стартапов:
Тип | Пример | Фишка |
Startup Weekends | Startup Weekend, Launch48, Garage48 | Проект за 48 часов |
Investment Marketplace | AngelList, SeedSummit, CrowdCube | Открытое сообщество стартапов и инвесторов |
Startup School | Founder Institute, School for Startups, Startups@Techhub | 5-6 недель готовят проекты к акселератору |
Meetups | MiniBar, OpenCoffee, Silicon Roubdabout Social Club | Встреча единомышленников |
Hackdays | Music Hackday, History Hackday, Home Camp | Посвящены вопросам разработки софта, инструментов и т.п. |
Office & Co-working Spaces for startups | TechHub, Plug & Play, классические бизнес-инкубаторы | «Хаб», площадка + сообщество |
Venture Incubators | White Bear Yard, Betaworks | Нечто среднее между Хабом и Акселератором: есть плотная работа с менторами, но нет программы, сроков развития и циклов набора |
Accelerators | YCombinator, TechStars | Финансирование + развитие по программе под руководством менторов (6 месяцев) |
Бизнес-инкубаторы и акселераторы: в чем различия?
Бизнес-инкубатор и акселератор необходимо рассматривать как часть большой системы. Рассмотрим их подробнее:
Акселератор | Бизнес-инкубатор, хаб | |
Суть модели в одном слогане | «Самый быстрый способ реализовать проект» (слоган Farminers) — Do more faster by joining forces (Techstars) | Facilities, utilites, great people (слоган Aalto Venture Garage) Silicon Valley in a Box (P&P Techcenter) «Инвесторы, менторы, клиенты, таланты» («Ингрия») |
Прототип | Ycombinator | Plug & Play |
Примеры в мире | SeedCamp, TechStars, 500 startups, Springboard, DreamITVentures, Bootcamp |
Aalto Venture Garage, Startup Garage Sweden, RocketSpace, US Market Access Center, TechHub |
Примеры в России | Farminers, Главстарт, Startup Magic, Texdrive, Синергия Инноваций, Акселератор в InCube, Бизнес-катализатор, iDeal Machine, Spanish Village и т.п. | «Ингрия», Digital October, Greenfield Project, InCube, Realogic, БИ Сколково, БИ ВШЭ, IT-Park Казань и т.п. |
Примеры в Украине | … (помогайте заполнить) | … (помогайте заполнить) |
Примеры в … (помогайте заполнить) | … (помогайте заполнить) | … (помогайте заполнить) |
Основатели | Как правило, предприниматели-«звезды», они же выступают и как менторы Государство, университеты, компании и т.п. |
Государство, университеты, компании и т.п. |
Отбор резидентов | В основном, интернет-проекты Как правило, узкая специализация: например, «онлайновые интернет-проекты, доступные с мобильных устройств» и т.п. Как правило, надо представить свой проект на специальном мероприятии Широкая специализация Как правило, надо подать заявку, без личной презентации. |
Широкая специализация Как правило, надо подать заявку, без личной презентации. |
Количество резидентов | В среднем до 10; максимум 20 В среднем 25, но может быть и до 100 и больше |
В среднем 25, но может быть и до 100 и больше |
Доход | Доля в компании в обмен на инвестиции Широкий спектр: аренда, дотации, консультационные услуги и т.п. |
Широкий спектр: аренда, дотации, консультационные услуги и т.п. |
Помощь в развитии бизнеса | Инвестиции, менторы, офисы и вообще все-все необходимое «Mentors, Investment, Community» (слоган Springboard) |
Акцент – на организации взаимодействия, общения и связей: менторы, мероприятия, стартапы, инвесторы При этом помещения и инфраструктура разного уровня могут быть даже без дотаций В технологических инкубаторах – центры прототипирования и т.п. |
Программа развития | Как правило, есть конкретная программа, заканчивающаяся презентацией проекта или подобным, типа «5 шагов к бизнес-модели», «7 шагов к стартапу» и т.п. Список услуг более вариативен и не подразумевает конкретной программы |
Список услуг более вариативен и не подразумевает конкретной программы |
Общение в сообществе | Может быть ограничено Активное общение |
Активное общение |
Инкубационный период | 3-6 месяцев (редко больше) До 3 лет |
До 3 лет |
Уровень проектов | Ранняя стадия, у некоторых есть требование, чтобы до них в проекте не было инвестиций Разный |
Разный |
habrahabr.ru резюмировал:
Модель акселератора, пример — YCombinator:
— «звездный» ментор
— жесткий отбор стартапов
— небольшие инвестиции (в среднем, $15 000)
— четкая программа развития на 3-6 месяцев под руководством ментора
— специализация, как правило, на интернет-проектах.
Модель бизнес-инкубатора («хаб», сообщество + площадка), пример — Plug & PLay: большое сообщество людей «в теме» – инвесторов, менторов, стартапов — собрано в одном месте и регулярно взаимодействуют друг с другом.
Главным и принципиальным различием бизнес-инкубаторов и акселераторов является время поддержки. Бизнес-инкубатор поддерживает стартап на всех этапах его развития, от создания идеи и до перехода в фазу зрелого бизнеса. Акселератор же существует для быстрой и эффективной точечной помощи, которая может обеспечить развитие проекта в самые короткие сроки – от стадии прототипа или MVP (minimal viable product) до продукта с выстроенными бизнес-процессами. В акселераторе есть четкая временная программа развития, за соблюдением которой следит ментор. Бизнес-инкубатор основывается на паттерне большого сообщества людей, которые в «теме» — это не только сами стартаперы, но еще и консультанты, менторы, а также случайно или неслучайно приходящие инвесторы. Поведенческая суть бизнес-инкубатора состоит именно во взаимопомощи.
Разница есть и у аудиторий бизнес-инкубаторов и акселераторов.
Одной из основных функций бизнес-инкубатора является предоставление стартаперам рабочего места и офиса в аренду или субаренду, а также поддержание технического состояния этого места. При этом с проекта не берется доля — существует фиксированная арендная плата, которая, естественно, на порядки меньше стоимости аренды полноценного офиса.
В бизнес-инкубатор могут прийти команды на самом раннем этапе – когда есть большое желание и идея, без архитектуры бизнеса и даже продуктового прототипа. Срок пребывания в бизнес-инкубаторе составляет около 12 месяцев, но может продлиться до трёх лет.
В акселератор обычно приходит команда, у которой уже есть юридическое лицо (или появится при входе в программу акселерации) и, как минимум, MVP. Основной интерес стартапера в акселераторе – экспертная поддержка и инвестиции.
Акселераторы помогают стартапу развиться в эффективный бизнес за короткий промежуток времени – примерно три месяца. Стандартными этапами можно назвать верификацию стартапа (проверку того, что продукт сделан так, как это было задумано), работающий прототип и валидацию стартапа (подтверждение работоспособности продукта). Участие в акселераторе и последующие seed-инвестиции помогает стартапу быстро перейти не только к работающей и эффективной модели, но и масштабироваться в зрелый бизнес. Важно: организатор акселератора, как правило, берёт за участие долю в проекте.
Стартапы отличаются: кто-то «спринтер» и ему важен темп и скорейшее привлечение инвестора, а кто-то — «стайер», и хочет спокойно разрабатывать продукт и тестировать бизнес-модель, а возможно, просто уже привлек инвестиции.
Для «спринтеров» — акселераторы. Для «стайеров» – бизнес-инкубаторы. Если вы только планируете начать работать над проектом, у вас есть идея, но нет команды, и есть возможность тратить собственные деньги – бизнес-инкубатор может вам помочь. А если у вас уже есть прототип и нужна экспертная и финансовая поддержка – прямая дорога в акселератор.
По материалам habrahabr.ru