Инвесторам на заметку. Как принять правильное решение или ловушки мозга, которые уводят вас от принятия правильных решений.
Два года назад я уже резюмировал проблемы принятия решения инвестором в статье Поведенческое инвестирование и Ошибки инвесторов. Напомню: в развитых странах, где инвестирование развито несравнимо активнее, существует целая ниша исследований, в которой специалисты пытаются разобраться с вопросами «поведенческого инвестирования» — странного поведения инвесторов. Есть такое выражение: «Кабы знал, где упадешь, соломки бы подстелил», в английском языке аналогично: «Had I known where I would fall, I wouldn’t have come to that place at all». Или еще: «Forewarned is forearmed» (Предупрежден — значит вооружен) или «A danger foreseen is half avoided» (Опасность предвидеть — наполовину избежать).
Почему эта тема всплывает постоянно. Ведя переписку с комрадами-инвесторами, читаю критику своих действий: «… при выборе ПАММ-счетов нельзя опираться только на математический анализ…». В действительности у меня порядок такой: сначала анализ имеющихся данных, а затем изучение отобранных ПАММ-счетов и принятие решений. Я утверждаю, что при наличии статистики более 12-15 мес по ПАММ-счетам, лучший результат оказывался именно при такой последовательности действий с использованием моего алгоритма. Отмечу, что данный алгоритм настраивается под осознанные требования и ожидания любого отдельно взятого инвестора.
Опасность таится в нашем мозге. Не потому, что мы все больны 🙂 А потому что наш мозг оказывает нам медвежью услугу — мозг всегда стремится сэкономить энергию, поэтому обычно выбирает самый простой путь. Доказано нейропсихиатрами. «Опасность предвидеть — наполовину избежать». Если человек не делает усилия и не включает сознание, то наше мышление оказывается слишком стереотипным. Необходимо очень потрудиться, чтобы избежать «ловушек мозга». Усилия стоят того, поскольку такие ловушки ведут к ошибкам, которые дорого обходятся нам — инвесторам, которым еженедельно приходится принимать ответственные решения при выборе ПАММ-счетов. За эти решения мы расплачиваемся нашими кровными.
Не знаю, как кого, но меня уже достали крики инфантильных горе-инвесторов на форуме PrivateFX стенающих, как их обманывают управляющие, торгуя хуже, чем эти горе-инвесторы ожидали. Вопрос взятия на себя ответственности за свои решения не тема этой статьи. Об этом вопросе я так же уже писал… 2-3 года назад. Итак. Когнитивные ловушки мозга (когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики, связаные с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.).
Когнитивная ловушка инвестора 1: «Эффект ореола» Мы склонны переоценивать способности успешных людей. Если управляющий торгует без итоговых недельных просадок на протяжении 3-4 недель, мозг инвестора «приписывает» ему наличие мега-способностей, а значит доверяет больше финансовых ресурсов, чем это позволит сделать автоматический риск-менеджмент с четкими установками предпочтений этого инвестора. Все мы хотим супер-доход, но о рисках забываем.
Когнитивная ловушка инвестора 2: «Выше среднего» Это касается как инвесторов, так и управляющих трейдеров. Большинство людей переоценивает собственные способности, считая себя «выше среднего». Например, 90% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего уровня, тогда как статистика говорит о том что аварийность растёт по экспоненте. 59% трейдеров Форекс считают, что принадлежат к 10% элите трейдинга.
Когнитивная ловушка инвестора 3: «Более вероятно то, что уже известно» При принятии решений наш мозг полагается на наиболее доступную информацию и рекламу. Мозг, без механического системного анализа неверно оценивает вероятность событий: первым в голову человеку приходит не самое вероятное событие, а самое желаемое. Если инвестор прочитал блог комрада-инвестора, познакомился с его ведущим, который показывает приемлемый для него результат при инвестировании в ПАММ-счета или в ценные бумаги, человек начинает переоценивать собственные шансы успешного выбора управляющих ПАММ-счетов. Не потому что блогер чем-то лучше, а потому что оценка рисков разная и восприятие потерь так же отличается от человека к человеку. Кроме того, нам кажется, что события, которые освещает блогер, например интервью с трейдером, значит доверия к этому трейдеру будет гораздо выше.
Когнитивная ловушка инвестора 4: «Знакомое надежнее» Принимая решение и делая выбор, мы склонны опираться на знакомые аспекты, которые могут не иметь никакого отношения к сущности выбора. Если управляющий общается на форуме и пишет отчеты, значит он более привлекателен для инвестирования. А если еще у инвестора и управляющего совпадают буквы в никах или части ФИО, то считайте, что «когнитивная ловушка» захлопнулась. Думаете это прикол? Не зря говорят, что имя человека — лучшее в мире слово, которое со знание дела используют манипуляторы сознанием и всякого рода мошенники. Например, американские исследователи выяснили, что люди, чьё имя начинается на букву «P» (Питер, например), значительно чаще выбирают Pepsi, а те, чье имя начинается на букву «C» (Коул, например), чаще выбирают Coke (Кока-Кола). Важно: чем больше общих букв в названии торговой марки и имени, тем выше вероятность, что человек выберет именно этот бренд.
Когнитивная ловушка инвестора 5: «Если надо всем, надо и мне» Другие инвесторы влияют на наши решения в гораздо большей степени, чем мы думаем. Вот почему я категорически против сортировки управляющих по КИ. Мы все, к сожалению, подвержены «стадному» чувству. Я называю это «стадное инвестирование».
Когнитивная ловушка инвестора 6: «Я так и знал» После выбора ПАММ-счетов в состав портфеля на очередную неделю, мы продолжаем мониторить другие ПАММ-счета. Видя, как ПАММ-счет, который «остался за бортом» нашего портфеля или был удалён из него, даёт жирный плюс, мы склонны думать, что изначально знали все факты и вполне могли и должны были выбрать именно его.
Когнитивная ловушка инвестора 7: «Розовые очки» Инвестор, он же человек 🙂 , склонен оценивать прошлые события и прошлые заслуги управляющих ПАММ-счетов более положительно, чем они есть на самом деле.
Когнитивная ловушка инвестора 8: «Здесь вижу, здесь не вижу» Инвестор склонен выбирать из всего массива информации по ПАММ-счету только ту информацию, которая подтверждает его изначальную точку зрения. Информацию, противоречащую нашей точке зрения, мы обычно игнорируем.
Когнитивная ловушка инвестора 9: «Стереотипы» Инвесторы привыкли «возводить на пьедесталы» и присваивать статус «гуру» личностям угадавшим пару трендов. Особенно ярко это выражается в нашем сообществе PrivateFX. Так же и управляющих, которые показали высокую доходность, мы подсознательно «хотим» в свой портфель и склонны приписывать им качества провидцев и профи.
Когнитивная ловушка инвестора 10: «Страх потери» Потеряв часть инвестиционного инструмента (потеря денег), мы расстраиваемся больше, чем когда не получаем того, что могли бы получить. То есть, инвесторы психологически склонны выстраивать свои портфели так, что бы избежать даже незначительных убытков, а не максимизировать возможную прибыль в долгосрочной перспективе.
Когнитивная ловушка инвестора 11: «Эффект спешки» Когда у инвестора нет времени подумать, уделить анализу ПАММ-счетов пару часов в день (без механического технического анализа), люди действуют менее прагматично.
Когнитивная ловушка инвестора 12: «Слепое пятно» Если прочитав о вышеуказанных когнитивных ловушках и Ошибках инвестора, вы решили, что не подвержены им, значит, вы попали в эту когнитивную ловушку. Большинство людей считает, что меньше других подвержены когнитивным ошибкам. Однако исследования доказывают, что даже самые рациональные люди становятся жертвами самообмана.Когнитивная ловушка инвестора 13: «Якорение» Когнитивных ловушек очень много. В этом списке последней будет ошибка Якорение, которая опасна при принятии важных финансовых решений. Пример. Одной группе людей показали такую последовательность:
9 × 8 × 7 × 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1
А другой группе такую последовательность:
1 × 2 × 3 × 4 × 5 × 6 × 7 × 8 × 9
Когда участвующих в испытаниях попросили быстро назвать «примерный результат», то первая группа называла показатели гораздо выше, чем вторая группа (в среднем 4200 против 500). Наш мозг «якорится» на первых цифрах. Если цифры большие (9–8–7), человек завышает итоговый результат, а если, наоборот, небольшие (1–2–3), то недооценивает его.
Важно, что Якорение имеет отсроченный эффект. Если сразу после эксперимента попросить участников назвать среднюю стоимость бутылки вина или коробки конфет, то первая группа снова назовёт цифры выше, а вторая – ниже. Другими словами, если вы — инвестор в свободное время, а на работе вы — менеджер, помните: обсудив в начале встречи сделку стоимостью в несколько миллионов долларов, вы гораздо легче согласитесь инвестировать 10 000 долларов в отдельный ПАММ-счет, без должной диверсификации. Если целый день заниматься мелочными вопросами (например, рутинным домашним бюджетом), выбор ПАММ-счета на 10 000 долларов станет настоящим мучением.
Эти ловушки описывает Тео Компернолле (Compernolle Theo) в своей книге «Мозг освобожденный. Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь». Тео Компернолле (Compernolle Theo) — доктор медицины, PhD, адъюнкт-профессор в Европейском центре развития лидерства в Центре бизнес-образования (CeDEP, Франция).