Мнение о деньгах психолога

Мнения о деньгах экономиста, философа и психолога Как в старом анекдоте: экономист, философ и психолог поговорили о деньгах… Говорит в основном психолог. Свои суждения о деньгах высказывают экономисты, философы и психологи. Деньги для экономистов - это предмет их профессиональной деятельности, а философы специализируется в области этики и морали. Психологи есть модные, а есть доктора. Суждения экономистов, как моё например, скорее всего, наименее интересны. Экономисты могут определить, сколько денег человеку необходимо и как он живет, располагая той или иной суммой. Однако эти рассуждения далеки от психологии, иногда и от реальной жизни вообще.  Философы-моралисты, не вникая в подсчеты, рассуждают о том, как избыток или недостаток денежных средств влияет на восприятие и соблюдение человеком нравственных норм. Тысячи клавиатур сломано и тонны бумаги исписаны соображениями о том, стыдно или нет быть бедным, портят ли человека деньги, соизмеримы ли понятия счастья и богатства. Суждения на этот счет высказываются самые противоречивые, в зависимости от идеологической ориентации того или иного мыслителя, — от набившей оскомину формулы «Бедность не порок» до протестантской проповеди обогащения под сенью божественного благоволения. Выбрать из этих трактовок безупречную невозможно. На вкус и цвет – все фломастеры разные. Модные психологи, рассматривают деньги как важный мотивирующий фактор, влияющий на выбор человеком той или иной деятельности и достижение в ней успехов. Много экспериментов посвящено исследованию того, как размер вознаграждения влияет на успешность той или иной работы. А еще, как уровень дохода сказывается на удовлетворении деятельностью и жизнью человека вообще. Но положение, которое занимают деньги в системе жизненных ценностей, и его влияние на образ мыслей и чувств конкретного человека, в психологических исследованиях практически не нашло отражения.Как в старом анекдоте: экономист, философ и психолог поговорили о деньгах… Говорит в основном психолог.

Свои суждения о деньгах высказывают экономисты, философы и психологи. Деньги для экономистов — это предмет их профессиональной деятельности, а философы специализируется в области этики и морали. Психологи есть модные, а есть доктора.

Суждения экономистов, как моё например, скорее всего, наименее интересны. Экономисты могут определить, сколько денег человеку необходимо и как он живет, располагая той или иной суммой. Однако эти рассуждения далеки от психологии, иногда и от реальной жизни вообще.

Философы-моралисты, не вникая в подсчеты, рассуждают о том, как избыток или недостаток денежных средств влияет на восприятие и соблюдение человеком нравственных норм. Тысячи клавиатур сломано и тонны бумаги исписаны соображениями о том, стыдно или нет быть бедным, портят ли человека деньги, соизмеримы ли понятия счастья и богатства. Суждения на этот счет высказываются самые противоречивые, в зависимости от идеологической ориентации того или иного мыслителя, — от набившей оскомину формулы «Бедность не порок» до протестантской проповеди обогащения под сенью божественного благоволения. Выбрать из этих трактовок безупречную невозможно. На вкус и цвет – все фломастеры разные.

Модные психологи, рассматривают деньги как важный мотивирующий фактор, влияющий на выбор человеком той или иной деятельности и достижение в ней успехов. Много экспериментов посвящено исследованию того, как размер вознаграждения влияет на успешность той или иной работы. А еще, как уровень дохода сказывается на удовлетворении деятельностью и жизнью человека вообще. Но положение, которое занимают деньги в системе жизненных ценностей, и его влияние на образ мыслей и чувств конкретного человека, в психологических исследованиях практически не нашло отражения.

Сергей Степанов в своей книге «Человек при деньгах: психология достатка», высказывает предположение, которое выходит за рамки всех существующих трактовок и отвечает на некоторые вопросы.

По мнению Сергея Степанова, деньги выступают «новым либидо». Это мне кажется очень интересной мыслью. Именно деньги выступают источником большинства межличностных и внутри личностных противоречий, главным стрессором и провокатором душевной дисгармонии. И только сформировав спокойное, здоровое отношение к деньгам, человек сможет обеспечить себе внутреннюю гармонию и душевный покой.

Самым простым решением большинства денежных проблем было бы предоставление человеку конкретной денежной суммы. Но одноразовый подарок может принести лишь временное облегчение, на следующий день человеку наверняка захочется большего. Поэтому самым ценным приобретением было бы для человека умение самостоятельно добиваться исполнения своих желаний с помощью тех средств, которыми он располагает, умения спокойно, без особых переживаний соизмерять запросы с материальными возможностями. Если возможности ограничены — добиваться того, чтобы без излишнего напряжения в разумных пределах их расширить. Эта задача выглядит гладко, но для большинства людей оказывается практически невыполнимой, что порождает тяжелые душевные терзания. И человеку необходима большая работа над собой, чтобы научиться решать не такую уж сложную задачу.

Прежде всего необходимо осознать, что, хотя деньги являются средством решения очень многих проблем, само по себе обладание сколь угодно крупной суммой не является гарантией избавления от проблем. В то же время сами деньги рискуют превратиться в неразрешимую проблему. Потребность в деньгах становится в принципе ненасыщаемой, если человек не научится ее регулировать. Если прислушаться к народной мудрости: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало», — то придется констатировать: мы вступили в полосу почти тотальной бедности, ибо лишь единицы готовы признать, что имеют достаточно. С психологической точки зрения душевно здоровым следует считать как раз того человека, которому «достаточно». Но тогда, к сожалению, напрашивается вывод, что почти все мы не только крайне бедны, но и тяжело больны.

В первую очередь необходимо перестать считать деньги мерилом человеческого достоинства и успеха. Осуществить такой пересмотр жизненных ценностей очень нелегко, ибо нынешние общественные настроения этому препятствуют. Преуспевающим мы считаем человека при деньгах, а обладателей тощих кошельков спешим записать в неудачники.

Французский писатель Жорж Куртелин иронично заметил: «Презрение к деньгам встречается нередко — особенно среди тех, у кого их нет». На сотню бессребреников приходится два-три настоящих подвижника-аскета, воспаривших в эмпиреи высокой духовности. Остальные, как ни печально это признавать, жалкие неудачники, прикрывающие выспренними лозунгами собственную житейскую несостоятельность. Деньги не заслуживают презрения. Это необходимый инструмент борьбы за существование в рамках человеческого общества.

То место, которое человек отводит деньгам в иерархии своих жизненных ценностей, фактически и определяет основные характеристики мироощущения и поведения человека, особенности его отношения к окружающим и к самому себе. Обладание деньгами, возможность их получать и расходовать — неотъемлемые атрибуты полноценной жизнедеятельности в современных условиях. Деньги, так или иначе, присутствуют в системе существования человека как общественного существа. При этом принципиальным является вовсе не безуспешно дискутируемый вопрос об их желаемом или необходимом количестве, а вопрос именно об их месте в этой системе. Предельно упрощенная, но вполне адекватная трактовка этой проблемы может быть такова: деньги занимают либо центральное, главенствующее место, когда все потребности рассматриваются сквозь призму денежного интереса и реализуются в терминах доходов и расходов (при этом они приобретают самостоятельную ценность, возвышающуюся в иерархии над всеми прочими); либо если и не второстепенное, то вспомогательное или, по крайней мере, существующее наравне с прочими ценностями.

Человек, тяготеющий к первой позиции, на самом деле может обладать широким кругом потребностей и интересов в сфере социальной коммуникации, эстетики и культуры. Деньги — универсальный эквивалент всех благ — выступают для него воплощенным символом удовлетворения его богатых запросов. Именно поэтому обладание деньгами для него первично и является квинтэссенцией жизненных целей. Это не исключает способности помогать ближним, делиться с ними — но опять-таки в материальном, финансовом аспекте, ибо каждое благодеяние сводимо к определенной сумме. Даже «бескорыстно» посвящая ближним свое время, человек отдает себе отчет, что это время равнозначно упущенной прибыли, то есть ближним жертвуются именно деньги.

Такая позиция порождает тенденцию сведения всех ценностей к денежному эквиваленту. В крайней форме такая позиция выражается в утверждении: «Если вы считаете, будто что-то нельзя купить, значит, вы просто недостаточно для этого богаты». В самом деле, купить можно комфорт, безопасность, в известном смысле здоровье, если не уважение — то, по крайней мере, его видимость в форме почтительного отношения.

Данные психологических исследований свидетельствуют, что даже обладатели столь широких возможностей не избавлены от душевных терзаний и в целом оценивают свой психологический комфорт ненамного выше, чем люди гораздо более скромного достатка. Тому, кто стеснен в средствах, кажется, что большие деньги избавят его от всех неудобств. Получив достаточно денег, он в один прекрасный момент осознает, или хотя бы безотчетно ощущает, что наибольшую значимость для него приобретают проблемы, с помощью денег не решаемые. А таковые действительно существуют.

Правда, признание первичности денег в иерархии жизненных ценностей само по себе еще не гарантирует богатства. Вероятно, в процентном отношении материально ориентированных людей среди очень бедных даже больше, чем среди очень богатых. Но всех их объединяет подчинение своей жизни общей цели — наполнению кошелька. Любые формы деятельности либо служат этой цели, либо являются реализацией ее частичного достижения. Для такого человека важна не деятельность сама по себе, а денежное вознаграждение за нее. Поэтому предпочтение всегда будет отдано деятельности более доходной.

Один известный джазовый гитарист, который однажды на камерном концерте признался своим поклонникам: «Да, друзья, на жизнь мне приходится зарабатывать в ресторане, но я не могу жить без того, чтобы хоть иногда, пускай и практически бесплатно, не выйти на маленькую сцену играть для таких, как вы».

В этом раскрывается суть противоположного подхода, который отнюдь не является бессребреническим. Люди, стоящие на этой позиции, признают значение денег, но не позволяют им возобладать над прочими жизненными ценностями. Они готовы работать ради денег и бывают рады, когда заработать удается много. Однако смысл их деятельности не исчерпывается заработком, поэтому они не откажутся от активности, даже будучи вполне материально обеспечены. Наслаждения от обладания и пользования деньгами им недостаточно, потому что они умеют получать наслаждение и по-другому, вне зависимости от денег. Это и есть те удовольствия, которые не покупаются.

По-настоящему счастлив тот, кто посвятил себя такому делу, которое продолжал бы делать, даже если бы оно не приносило никакого денежного дохода; тот, кто общается с людьми, чья симпатия к нему не связана с его финансовыми возможностями. Редко бывает так, что хобби еще и хорошо оплачивается, а общаться удается только с бескорыстными друзьями и близкими. Но если все-таки такое дело и такие люди есть, можно пожертвовать часть времени и сил на «рыночные» отношения, связанные с другой деятельностью и с другими людьми.

«Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем». Фридрих Вильгельм Ницше

Под впечатлением от книги Сергея Степанова «Человек при деньгах: психология достатка», а так же цитаты из неё, с моими мыслями, пометками и комментариями (для себя, но в открытом доступе).

Контролируйте свои расходы с помощью простых таблиц Семейного бюджета.

2 ответа на “Мнение о деньгах психолога

  1. Уведомление: Мнение о деньгах психолога | Инвестор в Интернете

  2. Уведомление: Человек управляет своим счастьем! | Инвестор в Интернете

Оставьте комментарий